ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ АДМИНИСТРАЦИИ
МО "ТАРУМОВСКИЙ РАЙОН

Вы здесь

Правильное понимание джихада

Правильное понимание джихада

 

 

С  ИМЕНЕМ  АЛЛАХА  МИЛОСТИВОГО  И  МИЛОСЕРДНОГО

 

Хвала Аллаху, Господу миров, милость Которого вечна и безгранична. Благодарим Его за все блага, которыми Он нас одарил. И да воздаст Всевышний  наилучшему своему Пророку Мухаммаду, Его семье и всем его сподвижникам.

         События, происходящие сегодня в странах арабского мира, все больше и больше не оставляют нас равнодушными ко всему тому, что там происходит. Уже долгие три года пламя «арабской весны», разгоревшееся в Тунисе 18 декабря 2010 г. и продолжающее сжигать все на своем пути, охватившее уже 18 стран и унесшее жизни более  1,5 млн человек, продолжает пылать, разрушая целые города и страны.  

Оставаться в стороне мы не можем и не хотим, но каким образом мы можем помочь нашим братьям? Конечно, мы слышим призывы к вооруженному участию в этих конфликтах, все эти призывы окрашены в цвет священного джихада. Но прежде чем перейти к каким-либо действиям, необходимо все досконально изучить и проанализировать. И пусть Всемогущий Аллах поможет нам на пути поиска истины и огородит нас от неверия, смуты и заблуждений.

 

МЕСТО  ДЖИХАДА  В  ИСЛАМСКОМ  ПРАВЕ

Каково видение исламского права относительно войны и мира? Это крайне важный вопрос, в основе его обсуждения лежит понятие «джихад», которое к великому сожалению на сегодняшний день сильно искажено.

В первую очередь необходимо определить к какому разделу шариата относится джихад. Другими словами, если мы хотим понять, что такое, например, паломничество (хадж). К какой отрасли исламских знаний мы должны обратиться – необходимо искать в разделе поклонение или на арабском ‘ибадат. И так далее, метафору (маджаз) мы находим в трудах филологов, завещание (васыя) – в наследственном праве, воровство (сарика) – в судебном праве.

Исламские богословы всех правовых школ (мазхабов) вопрос ведения боевых действий (джихад) рассматривают в концепции международного права, которую принято помещать в специальный раздел, именуемый  сийар (мн.ч. от араб., слова сира — путь, образ). Первой книгой, в которой отражены вопросы международного права с позиции Ислама, была книга ханафитского богослова Мухаммада ибн аль-Хасана аш-Шайбани (749—805) «Китаб ас-сийар аль-кабир» (Большая книга об образе жизни).

Стоит отметить, что Мухаммад (с.а.в.), является основоположником международного права, в период своей пророческой миссии заключил ряд договоров с различными племенами. Например, договор в аль-‘Акаба, близ Мекки — первое соглашение подобного плана, достигнутое Пророком (с.а.в.) в 621 г., за год до переселения (хиджры). Этот договор был заключен с племенами аус и хазрадж. Или например, договор 628 г. в долине ал-Худайбия между Пророком (с.а.в.) и мекканцами, который определял основы взаимодействия мусульман и мекканских язычников. Возможность ведения международной политики таким образом есть результат большого доверия к Пророку (с.а.в.) и мусульманам со стороны немусульман. Это по-настоящему заслуженное доверие, так мусульмане всегда ставили во главе угла неукоснительное соблюдение статьи договора.

Об этом свидетельствуют аяты Корана и пророческие изречения:

 ( أَفَمَن يَعْلَمُ أَنَّمَا أُنزِلَ إِلَيْكَ مِن رَبِّكَ الْحَقُّ كَمَنْ هُوَ أَعْمَى إِنَّمَا يَتَذَكَّرُ أُوْلُواْ الأَلْبَابِ

الَّذِينَ يُوفُونَ بِعَهْدِ اللّهِ وَلاَ يِنقُضُونَ الْمِيثَاقَ )

«Воистину, помнят [об этом] лишь мужи разумные, которые тверды в Завете, заключенном с Богом, и не нарушают его»[1].

" المسلمون عند شروطهم إلا شرطا حرم حلالا أو أحل حراما "

«Мусульмане должны соблюдать взятые на себя обязательства, за исключением случаев, когда запретное воспринимают как дозволенное,
а дозволенное — как запрещенное»
[2].

Вынесение окончательного решения касательно ведения боевых действий в рамках международного права всегда принадлежало официальным лидерам стран. В этом смысле мусульманские страны не стали исключением. Так ханафитский богослов Мухаммад аш-Шайбани (видный ученик Абу Ханифы) пишет, что необходимость ведения боевых действий исследуется имамом (т.е. главой государства), так как он и только он представляет интересы исламской общины[3].

 

ДЖИХАД  –  ЭТО …

Джихад (от араб. الجهاد‎‎ – «усилие, старание») – означает усердие на пути Аллаха. Обычно джихад ассоциируется с вооруженной борьбой, однако это понятие значительно шире. Помимо вооруженной борьбы под ним также понимается борьба со своими духовными или социальными пороками, например с ложью, обманом, развращенностью общества и т.д. Таким образом, джихад – это и борьба со своими страстями, и устранение социальной несправедливости, и постоянное усердие в деле распространения религии и, наконец, ведение войны с военными агрессорами во имя Аллаха.

Морфологический разбор слова джихад раскрывает смысл данного слова путем простого анализа его коренной основы. Слово джихад  جهاد состоит из трех коренных букв джим ج, ха  هـ, даль د  и одной добавочной буквы алиф ا, добавление которой ставит этот глагол в третью породу, которая в свою очередь придает глаголу смысл взаимодействия. Другими словами данный глагол, указывающий на проявления борьбы с самим собой или с кем-либо другим, правдив только в том случае, если действие борьбы являлось ответом на агрессию, т.е. данная борьба являла собой не что иное, как ответ и защиту.  Данный языковой разбор слова, указывающий на исключительно оборонительные  действия,  подтверждается исламскими богословами. Например, Суфъян ас-Саури сказал: «Не позволено воевать с ними (т.е. с неверующими) до тех пор, пока они не начнут с нами воевать первыми, так как сказал Всевышний:

 (فَإِن قَاتَلُوكُمْ فَاقْتُلُوهُمْ كَذَلِكَ جَزَاء الْكَافِرِينَ)     

«Если же они будут сражаться с вами, то и вы сражайтесь с ними» (Коран 2:191)[4].

Изначально в Исламе джихад является желательным (нафиль), а не обязательным, и только в случае явных опасностей он становится обязательным (фард)[5].  Обязанность по ведению джихада, по мнению исламских богословов, возлагается не на всех мусульман, а только на определенную часть мусульман (фард аль-кифайа) [6], как правило эту роль выполняет военно-обученная регулярная армия, а не кружок военизированной самодеятельности. Всевышний сказал:

 (وَمَا كَانَ الْمُؤْمِنُونَ لِيَنفِرُواْ كَآفَّةً فَلَوْلاَ نَفَرَ مِن كُلِّ فِرْقَةٍ مِّنْهُمْ طَآئِفَةٌ لِّيَتَفَقَّهُواْ فِي الدِّينِ وَلِيُنذِرُواْ قَوْمَهُمْ إِذَا رَجَعُواْ إِلَيْهِمْ لَعَلَّهُمْ يَحْذَرُونَ )

«Не следует верующим выступать всем. Отчего бы из каждой части их не выступал какой-нибудь отряд, чтобы они изучали религию и чтобы увещали свой народ, когда вернутся к ним? Может быть, они остерегутся[7].

Как отмечает большинство исламских богословов, в том числе ханафиты, главной и единственной причиной, побуждающей ведение вооруженного джихада является борьба с военной агрессией, а никак не борьба с неверием[8]. Всяческие призывы убивать неверных (кяфиров) не должны пониматься буквально, такие призывы были направлены против агрессоров и никого другого, но ввиду того, что исторически в лице агрессора выступали именно неверные, призыв был направлен на них. При этом, если они перестают быть агрессорами, то порой мусульманам становится обязанностью их охранять и защищать. Всевышний сказал:

(وَإِنْ أَحَدٌ مِّنَ الْمُشْرِكِينَ اسْتَجَارَكَ فَأَجِرْهُ حَتَّى يَسْمَعَ كَلاَمَ اللّهِ ثُمَّ أَبْلِغْهُ مَأْمَنَهُ ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ قَوْمٌ لاَّ يَعْلَمُونَ)

«А если кто-нибудь из многобожников просил у тебя убежища, то приюти его, пока он не услышит слова Аллаха. Потом доставь его в безопасное для него место. Это потому, что они – люди, которые не знают»[9].

Проявление агрессии и убийство является большим грехом. Всевышний сказал:

(أَنَّهُ مَن قَتَلَ نَفْسًا بِغَيْرِ نَفْسٍ أَوْ فَسَادٍ فِي الأَرْضِ فَكَأَنَّمَا قَتَلَ النَّاسَ جَمِيعًا وَمَنْ أَحْيَاهَا فَكَأَنَّمَا أَحْيَا النَّاسَ جَمِيعًا(

«Кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям»[10].

Что же касается методике распространения Ислама, то Всевышним предписано совершать его без принуждений, не воинственными способами:

(ادْعُ إِلِى سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ وَجَادِلْهُم بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ)

«Призывай на путь Господа твоего мудростью и добрым назиданием и веди спор с ними наилучшим образом»[11]. Также Всевышний сказал[12].

Стоит отметить божественный принцип распространения Ислама, который состоит из двух составляющих. Первое, отсутствие принуждения в деле призыва к Исламу, согласно 256 аяту суры «аль-Бакара»:

(لاَ إِكْرَاهَ فِي الدِّينِ قَد تَّبَيَّنَ الرُّشْدُ مِنَ الْغَيِّ)

«Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения»

Второе, призыв к Исламу носит назидательный и нравоучительный характер, согласно 125 аяту суры «ан-Нахль»:

(ادْعُ إِلِى سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ وَجَادِلْهُم بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ)

Тут уместно будет привести слова независимого эксперта, известного историка начала XIX в. сэра Томаса Арнольда: «В связи с веротерпимостью, которая распространялась на христианских подданных в начале периода мусульманского правления, общие гипотезы о мече как о факторе распространения Ислама кажутся вряд ли удовлетворительным!»[13].

 

ТОЛКОВАНИЯ  ДЖИХАДА  ИСЛАМСКИМИ  БОГОСЛОВАМИ

Ибн ‘Абидин[14] сказал, что джихад – это расходование всех сил и энергии на пути Аллаха посредством денег, слов, мысли или увеличения потомства[15]. Таким образом, известный исламский богослов видел джихад намного шире, нежели его видят сегодня некоторые богословы.

Имам аль-Карафи[16], подчеркивая, что джихад является средством, а не целью, пишет: «Положения шариата гласят о двух сторонах действия: целях (намерениях) и средствах. К целям относится хадж, а путь следования к хаджу является средством. Защита религии, проповеди – это цель, а джихад – средство». Завершая рассуждения о данном вопросе, аль-Карафи пишет: «Несмотря на кажущуюся очевидность того факта, что средство не ведет к цели, считать так будет ошибкой»[17]. Другими словами сегодняшние боевые действия некоторых мусульманских групп отталкивают от Ислама намного сильнее, нежели призывают к нему, поэтому зачастую джихад как средство распространения Ислама сегодня себя не оправдывает.

Несмотря на то что вооруженный джихад никто не отменял, практиковать его на деле с богословской точки зрения практически невозможно. Судите сами, исламские богословы говорят о том, что одна из ключевых целей джихада является распространение Ислама, которое осуществляется большим количеством разных способов. Если не один из способов донесения религии невозможен, тогда остается последний вариант – ведение джихада для распространения Ислама. На сегодняшний день этот вариант практически невозможен, так как существует огромное количество возможностей распространять Ислам мирным способом, например, телевидение, газеты, социальные сети, Интернет и пр.

Известный сирийский богослов Вахба аз-Зухайли в своем труде «Последствия войны» сказал: «Нельзя примешивать к пониманию джихада некое понимание о необходимости принуждения людей к принятию Ислама, такого просто не может быть и это отрицается любым здравым разумом. Вероубеждение  укрепляется в душе, только если оно доходит до сердца»[18]. Всевышний Аллах говорит: «Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения»[19].

Джихад – эта борьба, которая происходит на двух фронтах: внутреннем и внешнем. Внутренний фронт можно описать, как стремление обрести свою сущность, а внешний – это сделать возможным постижение своей сущности кем-то другим. Первый – это большой джихад, а второй – малый. Первый основан на преодолении препятствий между собой и своей сущностью, когда человек путем познания собственного естества (ма‘рифатун-нафс) достигает божественных знаний (ма‘рифатуллах) и любви (мухаббатуллах) и духовного блаженства. Второй же основан на устранении трудностей между людьми и верой, дабы люди имели возможность уверовать и постичь ма‘рифатуллаха[20].

Некоторые из тех, кто совершает нападки на Ислам, приводят военные походы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как доказательство того, что Ислам позволяет убивать мирных граждан. Кроме того, они заявляют, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибегал к насилию против некоторых народов, в особенности персов и римлян, якобы без всякой необходимости. Однако те, кто бросает в адрес Ислама незаслуженные обвинения, не принимают во внимание, что как персы, так и римляне сами пришли с войной на Аравийский полуостров. Они оккупировали земли мусульман и сражались против Ислама. Поэтому те битвы, которые вел против них Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, были всего лишь самообороной против оккупантов, целью которых было защитить свою землю и свою веру, а не навязать силой Ислам кому бы то ни было[21].

Далее мы попытаемся дать толкование некоторым аятам и хадисам, в которых упоминается джихад.

 

ТОЛКОВАНИЕ  АЯТОВ  И  ХАДИСОВ,
ПОВЕСТВУЮЩИХ  О  ДЖИХАДЕ

Аяты

Коран: 25:52: (لَا تُطِعِ الْكَافِرِينَ وَجَاهِدْهُم بِهِ جِهَادًا كَبِيرًا)

«И веди с неверующими посредством него (Корана) великую борьбу». Это мекканский аят. Под великой борьбой тут подразумевается большой джихад, то есть самый главный джихад, и это тот джихад, который мы обязаны вести в первую очередь, это борьба со своим нафсом, со своими страстями. Согласно словам Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует: «Мы с малого джихада вернулись к большому джихаду», его спросили, что же такое большой джихад, и он ответил: «Усердие, проделанное сердцем»[22].

Коран, 60:8: (لَا يَنْهَاكُمُ اللَّهُ عَنِ الَّذِينَ لَمْ يُقَاتِلُوكُمْ فِي الدِّينِ وَلَمْ يُخْرِجُوكُم مِّن دِيَارِكُمْ أَن تَبَرُّوهُمْ وَتُقْسِطُوا إِلَيْهِمْ إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُقْسِطِينَ)

«Аллах не запрещает вам являть дружелюбие и справедливость к тем, кто не сражался с вами из-за веры и не изгонял вас из ваших жилищ, ведь Аллах любит справедливых». Слова Всевышнего очевидно указывают на то, что в основе взаимоотношений с любым человеком, не взирая на его конфессию, лежит мир. И только агрессия может послужить причиной для нарушения этого мира.

Коран, 2:216: (كُتِبَ عَلَيْكُمُ الْقِتَالُ وَهُوَ كُرْهٌ لَّكُمْ)

«Предписано вам сражение, а оно ненавистно для вас». Исламские богословы вывели из этого аята две основные истины. Первая – убийство и агрессия ненавистна для нормальных, здравомыслящих мусульман, так как Аллах назвал ее ненавистной.  Вторая – военные действия являются дозволенными для мусульман, но при определенных условиях.

Коран 2:191: (فَإِن قَاتَلُوكُمْ فَاقْتُلُوهُمْ كَذَلِكَ جَزَاء الْكَافِرِينَ)

«Если же они будут сражаться с вами, то и вы сражайтесь с ними». Суфъян ас-Саури сказал: «Не позволено воевать с ними, с неверующими, до тех пор, пока они не начнут с нами воевать первыми». Это подтверждается предыдущим, 190 аятом (وَقَاتِلُواْ فِي سَبِيلِ اللّهِ الَّذِينَ يُقَاتِلُونَكُمْ وَلاَ تَعْتَدُواْ إِنَّ اللّهَ لاَ يُحِبِّ الْمُعْتَدِينَ) «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников».

 

Хадисы

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне было приказано воевать с людьми, пока они не принесут свидетельство, что нет иного божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его посланник». Ибн Хаджр аль-‘Аскаляни сказал, что под словом «люди» в данном хадисе подразумеваются не все люди, а именно те, к кому он обращался из немусульман, и на тот момент это были арабы аравийского полуострова, которые неоднократно притесняли и проявляли агрессию против мусульман[23].

Пророк Мухаммад (с.а.в.) сказал: «Проявляйте старание в борьбе с многобожниками посредством своего имущества, души и языка», т.е. в этом изречении есть четкое указание на ведение идеологической, научно-богословской пропаганды, которая является результатом ведения образовательной деятельности на высоком уровне.

Пророк, мир Ему и благословение Аллаха, говорил: «О люди, не желайте встречи с врагами и просите Аллаха о благополучии и избавлении»[24]. Хасан аль-Басри говорил, что помимо запрета на устремление  к встрече с врагом из этого хадиса извлекается также запрет на бросание вызова на дуэль, подобное расценивается как бунтарство.  

Пророк, мир Ему и благословение Аллаха, говорил: «Если к вам придет тот, кто призывает вас против одного человека, желая разбить вашу общину, то убейте его!»[25]. Поэтому распространение смуты среди мусульман, обвинение в неверии одними мусульманами других, сея раскол среди мусульман и настраивая их друг против друга, приравнивается к смертным грехам.

‘АбдуЛлах ибн ‘Амр передает, что один человек спросил разрешение у Пророка, да благословит Его Аллах и приветствует, выйти на джихад, и Пророк сказал: «Живы ли твои родители?». Человек ответил: «Да». Пророк, да благословит Его Аллах и приветствует, сказал: «В отношении их и делай джихад»[26]. Данный хадис очень хорошо помогает мусульманину правильно выстроить жизненные приоритеты. Тот, кто стремится попасть в Рай без труда, найдет его гораздо ближе, чем он даже ожидал, ведь передается от Пророка Мухаммада: «Рай находится под ногами ваших матерей».

Пророк, да благословит Его Аллах и приветствует, сказал: «Кто сражался под неясным (слепым) знаменем…, и был убит, тот был убит смертью джахилийи»[27]. Слепые знамена, безымянные отряды, неизвестные амиры боевых отрядов с придуманными именами, все то, что создает только иллюзию праведности начинания, в действительности чья-то ловкая, заказная манипуляция.  Относительно этого хадиса Имам ат-Тыби сказал: «Речь идет о цели людей, которые собрались вокруг какого-то дела, и не ясно, это истина или заблуждение. А затем призывают людей сражаться за это»[28].

Стоит еще раз отметить, что главной и единственной причиной, побуждающей ведение вооруженного джихада является борьба с военной агрессией, а никак не борьба с неверием. Что же касается самой природы агрессии, то она не имеет исключительной принадлежности к неверным, напротив это общечеловеческое свойство, присущее также мусульманам. Джихад в значении войны никогда не был самоцелью, это одно из многих средств достижения великой цели – распространение религии Аллаха. И на сегодняшний день это средство как способ донесения божественной истины полностью себя исчерпал, так как существует огромное количество альтернативных, мирных способов. Например, СМИ, социальные сети, Интернет и повышение уровня образованности в мусульманской Умме.
И именно этим я искренне призываю вас заниматься.

 

Да сохранит нас Аллах, наших родных, близких и всех искренних мусульман от зла и смуты заблудших людей! Да направит нас Аллах на истинный путь. И в завершении Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение Пророку Мухаммада, его семье и сподвижникам!



[1] Коран, 13:19–20.

[2] Абу Давуд, Тирмизи.

[3] Мухаммад аш-Шайбани. Китаб ас-сийар аль-кабир. Т. 1. С.132.

[4] Биная шарх аль-хидая. Т. 7. С. 97.

[5] Так считало большое кол-во исламских богословов, таких как аль-Махдави, ас-Саури, Ибн Шубрума, Ибн Умар, Умар ибн Динар и Ата’.

[6] Ибн Абдульбарр. Хашия ад-Дасуки. Т. 2. С. 173.

[7] Коран, 9:121.

[8] Вахба аз-Зухайли. Асар аль-харб. С. 37.

[9] Коран, 9:5.

[10] Коран, 5:32.

[11] Коран, 16:125.

[12] Коран, 2:256.

[13] T.W. Arnold. The preaching of Islam. Р. 59.

[14] Ибн ‘Абидин – один из крупнейших ученых ХIХ в., имам в мазхабе Абу Ханифы.

[15] Ибн ‘Абидин. Хашия. Т. 4. С. 121.

[16] Очень влиятельный богослов маликитской правовой школы.

[17] Аль-Карафи. Аз-Захира. Т. 3. С. 385.

[18] Вахба аз-Зухайли. Асар аль-харб. С. 35.

[19] Коран, 2:256.

[20] Мухаммад Фатхулла. Джихад.

[21] Юсуф аль-Кардави. www.IslamOnLine.net

[22] ‘Аджлюни. Кашфуль хафс. Т. 1. С. 424.

[23] Ибн Хаджар аль-‘Аскаляни. Фатх аль-бари. Т. 12. С. 279.

[24] аль-Бухари № 2965, Муслим № 1742.

[25] Ан-Навави. Шарх Муслим. Т. 12. С. 232.

[26] Аль-Бухари №3004, Абу Давуд, 2529.

[27] Муслим № 1848.

[28] Хасан ат-Тыби. Шарх аль-Мишкат. Т.7 с 223.