ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ АДМИНИСТРАЦИИ
МР "ТАРУМОВСКИЙ РАЙОН
Наши контакты:+7(87261)3-10-20,tarumrayon@e-dag.ru

Вы здесь

Женщина в Исламе

Женщина в Исламе

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Божественный закон, который принёс Ислам, предоставил женщинам почётное положение. Такое внимание, уделённое женскому вопросу, очень важно с точки зрения создания условий спокойствия, комфорта, счастья, продолжения рода и прогресса.Священный Коран подчеркивает, что Бог в Своей совершенной мудрости создал все виды в парах, причём мужчины и женщины были созданы из одной субстанции. В Коране сказано:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ اتَّقُوا رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُمْ مِنْ نَفْسٍ وَاحِدَةٍ وَخَلَقَ مِنْهَا زَوْجَهَا وَبَثَّ مِنْهُمَا رِجَالًا كَثِيرًا وَنِسَاء

О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин  (4:1).

هُوَ الَّذِي خَلَقَكُمْ مِنْ نَفْسٍ وَاحِدَةٍ وَجَعَلَ مِنْهَا زَوْجَهَا لِيَسْكُنَ إِلَيْهَا ۖ

Он – тот, кто сотворил вас из единой души и сделал из нее супругу, чтобы успокаиваться у нее  (7:189).

Ислам учит тому, что способности и возможности, подаренные Богом человеку, являются Божественной Благодатью и должны быть правильно используемы:

وَاللَّهُ أَخْرَجَكُمْ مِنْ بُطُونِ أُمَّهَاتِكُمْ لَا تَعْلَمُونَ شَيْئًا وَجَعَلَ لَكُمُ السَّمْعَ وَالْأَبْصَارَ وَالْأَفْئِدَةَ ۙ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ

И Аллах вывел вас из недр ваших матерей (такими что,) вы ничего не знаете. И Он дал вам слух, зрение, сердца, – может быть, вы будете благодарны! (16:78)

Этот аят означает, что дарованные блага – это Божественная милость, достойное применение которой будет поощряемо, а способности увеличены. Но пренебрежение ими или неправильное их использование привлечёт божественный гнев.

Некоторые религиозные учения ошибочно считают безбрачие более духовно возвышенным, чем супружеская жизнь. Ислам не одобряет и осуждает безбрачие. Священный Коран говорит:

وَجَعَلْنَا فِي قُلُوبِ الَّذِينَ اتَّبَعُوهُ رَأْفَةً وَرَحْمَةً وَرَهْبَانِيَّةً ابْتَدَعُوهَا مَا كَتَبْنَاهَا عَلَيْهِمْ إِلَّا ابْتِغَاءَ رِضْوَانِ اللَّه

…а в сердца тех, кто последовал за ним, Мы вселили сострадание и милосердие. Монашество же они сами придумали, Мы не предписывали этого им, разве что [они избрали его] для обретения благоволения Аллаха  (57:27).

Коран сравнивает супругов с одеждой друг для друга:

 هُنَّ لِبَاسٌ لَكُمْ وَأَنْتُمْ لِبَاسٌ لَهُنَّ ۗ

…они – одеяние для вас, а вы – одеяние для них (2:187).

ДУХОВНОЕ РАВЕНСТВО

Равенство человеческих душ, независимо от пола, неоднократно подчеркивалось в Священном Коране. Например, там сказано:

إِنَّ الْمُسْلِمِينَ وَالْمُسْلِمَاتِ وَالْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ وَالْقَانِتِينَ وَالْقَانِتَاتِ وَالصَّادِقِينَ وَالصَّادِقَاتِ وَالصَّابِرِينَ وَالصَّابِرَاتِ وَالْخَاشِعِينَ وَالْخَاشِعَاتِ وَالْمُتَصَدِّقِينَ وَالْمُتَصَدِّقَاتِ وَالصَّائِمِينَ وَالصَّائِمَاتِ وَالْحَافِظِينَ فُرُوجَهُمْ وَالْحَافِظَاتِ وَالذَّاكِرِينَ اللَّهَ كَثِيرًا وَالذَّاكِرَاتِ أَعَدَّ اللَّهُ لَهُمْ مَغْفِرَةً وَأَجْرًا عَظِيمًا

Поистине, мусульмане и мусульманки, верующие и верующия, обратившиеся и обратившияся, верные и верныя, покорные и покорныя, дающие и дающия милостыню, постящиеся и постящияся, хранящие свое целомудрие и хранящия, поминающие и поминающия Аллаха много, – уготовал им Аллах прощение и великую награду! (33:36)

Мужчины и женщины получают равную защиту. Например:

إِنَّ الَّذِينَ فَتَنُوا الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ ثُمَّ لَمْ يَتُوبُوا فَلَهُمْ عَذَابُ جَهَنَّمَ وَلَهُمْ عَذَابُ الْحَرِيقِ

Ведь те, которые испытывали верующих мужчин и женщин, а потом не покаялись, – им ведь наказание геенны, им наказание огня (85:10).

Женщины являются более уязвимыми, чем мужчины и им предоставляется особая защита:

إِنَّ الَّذِينَ يَرْمُونَ الْمُحْصَنَاتِ الْغَافِلَاتِ الْمُؤْمِنَاتِ لُعِنُوا فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ وَلَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ

Воистину, те, которые обвиняют целомудренных верующих женщин, даже не помышляющих о грехе, будут прокляты в этом мире и в Последней жизни! Им уготованы великие мучения (24:23).

Мужчины и женщины будут в равной степени вознаграждены в будущей жизни:

وَمَنْ يَعْمَلْ مِنَ الصَّالِحَاتِ مِنْ ذَكَرٍ أَوْ أُنْثَىٰ وَهُوَ مُؤْمِنٌ فَأُولَٰئِكَ يَدْخُلُونَ الْجَنَّةَ وَلَا يُظْلَمُونَ نَقِيرًا

А если кто сделает что-нибудь благое – будь то мужчина или женщина, и он при этом верующий, – то эти войдут в рай и не будут обижены и на бороздку финиковой косточки (4:124).

БРАК

Конечной целью брака в Исламе является достижение довольства Аллаха – через целомудрие, самореализацию, удовлетворённость и продолжение рода, что является главной ценностью, наряду со строгим и скромным соблюдением молитвы, избеганием всего, что разрушает, выплатой закята и соблюдением договоров и заветов:

وَأَنْكِحُوا الْأَيَامَىٰ مِنْكُمْ وَالصَّالِحِينَ مِنْ عِبَادِكُمْ وَإِمَائِكُمْ ۚ إِنْ يَكُونُوا فُقَرَاءَ يُغْنِهِمُ اللَّهُ مِنْ فَضْلِهِ ۗ وَاللَّهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ

И выдавайте в брак безбрачных среди вас и праведных рабов и рабынь ваших. Если они бедны, – обогатит их Аллах Своей щедростью. Аллах объемлющ, знающ! (24:32)

Святой Пророк (с.а.в.) сказал: "Наш путь – это супружество, тот, кто оказывается в стороне от нашего пути, тот не от нас".

Согласно исламу, отношения между мужем и женой должны происходить только по взаимному желанию. Священный Коран даёт верное наставление:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا يَحِلُّ لَكُمْ أَنْ تَرِثُوا النِّسَاءَ كَرْهًا ۖ وَلَا تَعْضُلُوهُنَّ لِتَذْهَبُوا بِبَعْضِ مَا آتَيْتُمُوهُنَّ إِلَّا أَنْ يَأْتِينَ بِفَاحِشَةٍ مُبَيِّنَةٍ ۚ وَعَاشِرُوهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ ۚ فَإِنْ كَرِهْتُمُوهُنَّ فَعَسَىٰ أَنْ تَكْرَهُوا شَيْئًا وَيَجْعَلَ اللَّهُ فِيهِ خَيْرًا كَثِيرًا

О вы, которые уверовали! Не разрешается вам наследовать женам по принуждению. И не препятствуйте им уносить часть того, что вы им даровали, разве что они совершат мерзость очевидную. Обходитесь с ними достойно. Если же вы их ненавидите, то, может быть, что-либо вам и ненавистно, а Аллах устроил в этом великое благо (4:19).

Как уже отмечалось, Священный Коран описывает мужа и жену как одежду друг для друга (2:187); то есть, как средства безопасности, защиту достоинства и украшение.

Вся тема супружеских отношений рассматривается в Исламе в виде союза духовно возвышенных созданий, что исключает всякую мысль
о простой чувственной похоти, как причины отношений. Это хорошо иллюстрируется следующей выборкой наставлений и увещеваний:

وَيَسْأَلُونَكَ عَنِ الْمَحِيضِ ۖ قُلْ هُوَ أَذًى فَاعْتَزِلُوا النِّسَاءَ فِي الْمَحِيضِ ۖ وَلَا تَقْرَبُوهُنَّ حَتَّىٰ يَطْهُرْنَ ۖ فَإِذَا تَطَهَّرْنَ فَأْتُوهُنَّ مِنْ حَيْثُ أَمَرَكُمُ اللَّهُ ۚ إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ التَّوَّابِينَ وَيُحِبُّ الْمُتَطَهِّرِينَنِسَاؤُكُمْ حَرْثٌ لَكُمْ فَأْتُوا حَرْثَكُمْ أَنَّىٰ شِئْتُمْ ۖ وَقَدِّمُوا لِأَنْفُسِكُمْ ۚ وَاتَّقُوا اللَّهَ وَاعْلَمُوا أَنَّكُمْ مُلَاقُوهُ ۗ وَبَشِّرِ الْمُؤْمِنِينَ

Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: "Это – страдание". Отдаляйтесь же от женщин при менструациях и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся. А когда они очистятся, то приходите к ним так, как приказал вам Аллах. Поистине, Аллах любит обращающихся и любит очищающихся! Ваши жены – нива для вас, ходите на вашу ниву, когда пожелаете и уготовывайте для самих себя, и бойтесь Аллаха, и знайте, что вы его встретите, – и обрадуй верующих! (2:222-223)

Таким образом, любое отношение, которое не воспринимает цель отношений в виде рождения детей, не одобряется. На первом месте должно стоять соблюдение чистоты и праведности («таква»). Вот одна из молитв:

وَالَّذِينَ يَقُولُونَ رَبَّنَا هَبْ لَنَا مِنْ أَزْوَاجِنَا وَذُرِّيَّاتِنَا قُرَّةَ أَعْيُنٍ وَاجْعَلْنَا لِلْمُتَّقِينَ إِمَامًا

И те, которые говорят: "Господи наш! Дай нам от наших жен и потомства прохладу глаз и сделай нас образцом для богобоязненных!" (25:74)

ОБЯЗАННОСТИ МУЖА И ЖЕНЫ

В системе Ислама, брак – это договор гражданско-правового характера, включающий целый набор взаимных обязательств. Он вступает в действие после публичного заявления о добровольном согласии сторон, согласии опекуна невесты, обязанностью которого является обеспечение и гарантия её прав и получение ею от будущего мужа залога, пропорционального его средствам, который называется приданое. Запреты на брак чётко определены, и состоят в следующем:

 وَأُحِلَّ لَكُمْ مَا وَرَاءَ ذَٰلِكُمْ أَنْ تَبْتَغُوا بِأَمْوَالِكُمْ مُحْصِنِينَ غَيْرَ مُسَافِحِينَ ۚ فَمَا اسْتَمْتَعْتُمْ بِهِ مِنْهُنّ فَآتُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ فَرِيضَةً ۚ وَلَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ فِيمَا تَرَاضَيْتُمْ بِهِ مِنْ بَعْدِ الْفَرِيضَةِ ۚ إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلِيمًا حَكِيمًا

Вам дозволены все остальные женщины, если вы добиваетесь их посредством своего имущества, соблюдая целомудрие и не распутничая. А за то удовольствие, которое вы получаете от них, давайте им установленное вознаграждение (приданое). На вас не будет греха, если вы придете к обоюдному согласию после того, как определите обязательное вознаграждение (приданое). Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый (4:24).

Мужья и жены имеют взаимные обязательства, но, поскольку мужчина является кормильцем и несёт ответственность за материальное обеспечение жены и семьи, в случае возникновения расхождения в вопросе о ведении хозяйства последнее слово остаётся за ним, только для того, чтобы порядок вещей не вышел из-под контроля, и семья не оказалась на пороге разорения:

وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِي عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ ۚ وَلِلرِّجَالِ عَلَيْهِنَّ دَرَجَةٌ

…Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности, хотя мужья и выше их по положению… (2:228)

Из-за физической слабости, хрупкости и уязвимости женщин, их опекунами являются мужчины:

 …الرِّجَالُ قَوَّامُونَ عَلَى النِّسَاءِ بِمَا فَضَّلَ اللَّهُ بَعْضَهُمْ عَلَىٰ بَعْضٍ وَبِمَا أَنْفَقُوا مِنْ أَمْوَالِهِمْ ۚ فَالصَّالِحَاتُ قَانِتَاتٌ حَافِظَاتٌ لِلْغَيْبِ بِمَا حَفِظَ اللَّهُ ۚ

Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины – благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах  (4:34).

РАЗВОД

Если все усилия по достижению примирения окажутся тщетными, то единственным способом облегчения может стать расторжение брака. Следует, однако, отметить, что Ислам не рассматривает развод как благо. Святой Пророк (с.а.в.) сказал: «Развод, по словам Аллаха, является самым нежелательным из того, что разрешено».

Развод может быть инициирован как со стороны мужа, так и со стороны жены. В последнем случае, для того, чтобы права жены могли быть полностью гарантированы, дело должно рассматриваться в судебном порядке.

В случае существования непреодолимых расхождений и провала попыток примирения, супругам необходимо выждать четырехмесячный срок, в течение которого им следует воздерживаться от брачного ложа:

لِلَّذِينَ يُؤْلُونَ مِنْ نِسَائِهِمْ تَرَبُّصُ أَرْبَعَةِ أَشْهُرٍ ۖ فَإِنْ فَاءُوا فَإِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَحِيمٌوَإِنْ عَزَمُوا الطَّلَاقَ فَإِنَّ اللَّهَ سَمِيعٌ عَلِيمٌ

Тем, которые поклянутся о своих женах, – выжидание четырех месяцев. И если они возвратятся... , то, поистине, Аллах прощающ, милосерд! А если они решаются на развод, то, поистине, Аллах – слышащий, знающий! (2:226-227)

Существует целый свод правил, касающихся развода. Правила необходимы, в частности, для понимания, что к разводу не следует прибегать с легким сердцем, в порыве страсти или обиды. Он должен быть сознательным решением после тщательного рассмотрения его последствий как для обеих сторон, так и для заведённых в браке детей, если таковые имеются. С этой целью процедура развода несколько затягивается, так что стороны имеют возможность для хладнокровных раздумий и примирения, до тех пор, пока развод не окажется неизбежным:

الطَّلَاقُ مَرَّتَانِ ۖ فَإِمْسَاكٌ بِمَعْرُوفٍ أَوْ تَسْرِيحٌ بِإِحْسَانٍ ۗ وَلَا يَحِلُّ لَكُمْ أَنْ تَأْخُذُوا مِمَّا آتَيْتُمُوهُنَّ شَيْئًا إِلَّا أَنْ يَخَافَا أَلَّا يُقِيمَا حُدُودَ اللَّهِ ۖ فَإِنْ خِفْتُمْ أَلَّا يُقِيمَا حُدُودَ اللَّهِ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْهِمَا فِيمَا افْتَدَتْ بِهِ ۗ تِلْكَ حُدُودُ اللَّهِ فَلَا تَعْتَدُوهَا ۚ وَمَنْ يَتَعَدَّ حُدُودَ اللَّهِ فَأُولَٰئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ

Развод двукратен: после него – либо удержать, согласно обычаю, либо отпустить с благодеянием. И не дозволяется вам брать из того, что вы им даровали, ничего. Разве только они оба боятся не выполнить ограничений Аллаха. А если вы боитесь, что они не выполнят ограничений Аллаха, то не будет греха над ними в том, чем она себя выкупит. Таковы границы Аллаха, не преступайте же их, а если кто преступает границы Аллаха, те – неправедные (2:229).

Следующей мерой борьбы против поспешного развода являются обязательные нормы, описываемые следующими аятами:

فَإِنْ طَلَّقَهَا فَلَا تَحِلُّ لَهُ مِنْ بَعْدُ حَتَّىٰ تَنْكِحَ زَوْجًا غَيْرَهُ ۗ فَإِنْ طَلَّقَهَا فَلَا جُنَاحَ عَلَيْهِمَا أَنْ يَتَرَاجَعَا إِنْ ظَنَّا أَنْ يُقِيمَا حُدُودَ اللَّهِ ۗ وَتِلْكَ حُدُودُ اللَّهِ يُبَيِّنُهَا لِقَوْمٍ يَعْلَمُونَ

Если же он дал развод ей (в третий раз), то не разрешается она ему после, пока не выйдет она за другого мужа, а если тот дал ей развод, то нет греха над ними, что они вернутся, если думают выполнить ограничения Аллаха. И вот границы Аллаха; Он разъясняет их людям, которые обладают знанием (2:230).

وَإِذَا طَلَّقْتُمُ النِّسَاءَ فَبَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمْسِكُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ أَوْ سَرِّحُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ ۚ وَلَا تُمْسِكُوهُنَّ ضِرَارًا لِتَعْتَدُوا ۚ وَمَنْ يَفْعَلْ ذَٰلِكَ فَقَدْ ظَلَمَ نَفْسَهُ ۚ وَلَا تَتَّخِذُوا آيَاتِ اللَّهِ هُزُوًا ۚ وَاذْكُرُوا نِعْمَتَ اللَّهِ عَلَيْكُمْ وَمَا أَنْزَلَ عَلَيْكُمْ مِنَ الْكِتَابِ وَالْحِكْمَةِ يَعِظُكُمْ بِهِ ۚ وَاتَّقُوا اللَّهَ وَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ

А когда вы дали развод женам, и они достигли своего предела, то удерживайте их согласно принятому или отпускайте их согласно принятому, но не удерживайте их насильно, преступая: если кто делает это, тот несправедлив к самому себе. И не обращайте знамений Аллаха
в насмешку; поминайте милость Аллаха вам и то, что Он ниспослал вам из писания и мудрости, увещевая вас этим; и бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах о каждой вещи знающ!
(2:231) .

وَإِذَا طَلَّقْتُمُ النِّسَاءَ فَبَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَلَا تَعْضُلُوهُنَّ أَنْ يَنْكِحْنَ أَزْوَاجَهُنَّ إِذَا تَرَاضَوْا بَيْنَهُمْ بِالْمَعْرُوفِ ۗ ذَٰلِكَ يُوعَظُ بِهِ مَنْ كَانَ مِنْكُمْ يُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ ۗ ذَٰلِكُمْ أَزْكَىٰ لَكُمْ وَأَطْهَرُ ۗ وَاللَّهُ يَعْلَمُ وَأَنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ

А когда вы дали развод женам и они достигли своего предела, то не препятствуйте им вступать в брак с мужьями их, если они согласятся между собой согласно принятому. Этим увещают тех из вас, которые веруют в Аллаха и в последний день. Это – яснее для вас и чище. Поистине, Аллах знает, а вы не знаете! (2:233)

وَالْمُطَلَّقَاتُ يَتَرَبَّصْنَ بِأَنْفُسِهِنَّ ثَلَاثَةَ قُرُوءٍ ۚ وَلَا يَحِلُّ لَهُنَّ أَنْ يَكْتُمْنَ مَا خَلَقَ اللَّهُ فِي أَرْحَامِهِنَّ إِنْ كُنَّ يُؤْمِنَّ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ ۚ وَبُعُولَتُهُنَّ أَحَقُّ بِرَدِّهِنَّ فِي ذَٰلِكَ إِنْ أَرَادُوا إِصْلَاحًا ۚ وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِي عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ ۚ وَلِلرِّجَالِ عَلَيْهِنَّ دَرَجَةٌ ۗ وَاللَّهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ

А разведенные выжидают сами с собой три периода, и не разрешается то, что сотворил Аллах с их утробами, если они веруют в Аллаха и в последний день. А мужьям их – достойнее их вернуть при этом, если они желают умиротворения. И для них – то же самое, что и на них, согласно принятому. Мужьям над ними – степень. Поистине, Аллах – великий, мудрый! (2:228)

Если муж и жена захотят возобновить отношения после «неокончательного» развода, оглашение развода будет аннулировано.

وَالَّذِينَ يُتَوَفَّوْنَ مِنْكُمْ وَيَذَرُونَ أَزْوَاجًا وَصِيَّةً لِأَزْوَاجِهِمْ مَتَاعًا إِلَى الْحَوْلِ غَيْرَ إِخْرَاجٍ ۚ فَإِنْ خَرَجْنَ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ فِي مَا فَعَلْنَ فِي أَنْفُسِهِنَّ مِنْ مَعْرُوفٍ ۗ وَاللَّهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ

А те из вас, которые упокоятся и оставят жен, то завещание для их жен – пользование до года без понуждения уйти. А если они выйдут, то нет греха на вас в том, что они сделают сами с собой согласно принятому. Поистине, Аллах – великий, мудрый! (2:240)

وَلِلْمُطَلَّقَاتِ مَتَاعٌ بِالْمَعْرُوفِ ۖ حَقًّا عَلَى الْمُتَّقِينَ

Разведенных жен полагается обеспечивать разумным образом. Таковаобязанностьбогобоязненных (2:241).

لَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ إِنْ طَلَّقْتُمُ النِّسَاءَ مَا لَمْ تَمَسُّوهُنَّ أَوْ تَفْرِضُوا لَهُنَّ فَرِيضَةً ۚ وَمَتِّعُوهُنَّ عَلَى الْمُوسِعِ قَدَرُهُ وَعَلَى الْمُقْتِرِ قَدَرُهُ مَتَاعًا بِالْمَعْرُوفِ ۖ حَقًّا عَلَى الْمُحْسِنِينَ

Нет греха над вами, если вы дадите развод женам, пока не коснулись их и не обусловили им условия. Дайте им в пользование, – на состоятельном – его мера и на бедном – его мера, – в пользование согласно с обычаем, как должно добродеющим (2:236).

وَإِنْ طَلَّقْتُمُوهُنَّ مِنْ قَبْلِ أَنْ تَمَسُّوهُنَّ وَقَدْ فَرَضْتُمْ لَهُنَّ فَرِيضَةً فَنِصْفُ مَا فَرَضْتُمْ إِلَّا أَنْ يَعْفُونَ أَوْ يَعْفُوَ الَّذِي بِيَدِهِ عُقْدَةُ النِّكَاحِ ۚ وَأَنْ تَعْفُوا أَقْرَبُ لِلتَّقْوَىٰ ۚ وَلَا تَنْسَوُا الْفَضْلَ بَيْنَكُمْ ۚ إِنَّ اللَّهَ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ

А если вы дадите развод раньше, чем прикоснетесь к ним, но уже обусловив для них условие, то им – половина того, что вы обусловили, разве только они извинят и извинит тот, в руке которого брачный союз. А если вы извините, то это – ближе к богобоязненности. И не забывайте благости между собою, – ведь Аллах видит то, что вы делаете! (2:237)

МНОГОЖЕНСТВО

В Исламе чётко оговаривается возможное количество жен:

وَإِنْ خِفْتُمْ أَلَّا تُقْسِطُوا فِي الْيَتَامَىٰ فَانْكِحُوا مَا طَابَ لَكُمْ مِنَ النِّسَاءِ مَثْنَىٰ وَثُلَاثَ وَرُبَاعَ ۖ فَإِنْ خِفْتُمْ أَلَّا تَعْدِلُوا فَوَاحِدَةً أَوْ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُكُمْ ۚ ذَٰلِكَ أَدْنَىٰ أَلَّا تَعُولُوا

А если вы боитесь, что не будете справедливы с сиротами, то женитесь на тех, что приятны вам, женщинах – и двух, и трех, и четырех. А если боитесь, что не будете справедливы, то – на одной или на тех, которыми овладели ваши десницы. Это – ближе, чтобы не уклониться (4:03).

Когда жён больше одной, необходимо соблюдение равенства между ними в деле поддержки, материального обеспечения и совместного ведения хозяйства, то есть в таких аспектах, которые касаются равного распределения. Равенство не предписывается в тех вопросах, над которыми человек не властен, например, в степени эмоциональной привязанности и склонности. Это исключается из общего принципа:

لَا يُكَلِّفُ اللَّهُ نَفْسًا إِلَّا وُسْعَهَا

Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей  (2:286).

Подобная ситуация специально проясняется:

وَلَنْ تَسْتَطِيعُوا أَنْ تَعْدِلُوا بَيْنَ النِّسَاءِ وَلَوْ حَرَصْتُمْ ۖ فَلَا تَمِيلُوا كُلَّ الْمَيْلِ فَتَذَرُوهَا كَالْمُعَلَّقَةِ ۚ وَإِنْ تُصْلِحُوا وَتَتَّقُوا فَإِنَّ اللَّهَ كَانَ غَفُورًا رَحِيمًا

Вы не сможете относиться к женам одинаково справедливо даже при сильном желании. Не наклоняйтесь же полностью к одной, оставляя другую словно висящей. Но если вы исправите положение и будете богобоязненны, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный (4:129).

В условиях отсутствия моральных ограничений, к злоупотреблениям может приводить как моногамия, так и полигамия. Это характер отношений, который либо возвышают, либо принижает статус законного брака. Как уже упоминалось, конечная цель брака в Исламе – достижение довольства Аллаха. Ислам внедряет естественное, правильное развитие всех способностей и возможностей за счёт мудрого регулирования и использования этой функциональности, и не одобряет, осуждает подавление или искажение естественных желаний.

РОЛЬ МАТЕРИ

Быть матерью в Исламе – это огромная честь. Необходимость чувства любви, преданности и вежливости по отношению к родителям, а особенно к матери, неоднократно подчеркиваются в Священном Коране:

وَوَصَّيْنَا الْإِنْسَانَ بِوَالِدَيْهِ حَمَلَتْهُ أُمُّهُ وَهْنًا عَلَىٰ وَهْنٍ وَفِصَالُهُ فِي عَامَيْنِ أَنِ اشْكُرْ لِي وَلِوَالِدَيْكَ إِلَيَّ الْمَصِيرُ

И завещали Мы человеку его родителей. Мать носит его со слабостью поверх слабости, отлучение его – в два года. БлагодариМеня и твоихродителей: коМневозвращение (31:14).

وَوَصَّيْنَا الْإِنْسَانَ بِوَالِدَيْهِ إِحْسَانًا ۖ حَمَلَتْهُ أُمُّهُ كُرْهًا وَوَضَعَتْهُ كُرْهًا ۖ وَحَمْلُهُ وَفِصَالُهُ ثَلَاثُونَ شَهْرًا ۚ حَتَّىٰ إِذَا بَلَغَ أَشُدَّهُ وَبَلَغَ أَرْبَعِينَ سَنَةً قَالَ رَبِّ أَوْزِعْنِي أَنْ أَشْكُرَ نِعْمَتَكَ الَّتِي أَنْعَمْتَ عَلَيَّ وَعَلَىٰ وَالِدَيَّ وَأَنْ أَعْمَلَ صَالِحًا تَرْضَاهُ وَأَصْلِحْ لِي فِي ذُرِّيَّتِي ۖ إِنِّي تُبْتُ إِلَيْكَ وَإِنِّي مِنَ الْمُسْلِمِينَ

Мы завещали человеку благодетельствовать своим родителям; мать носит его с тягостью и производит с тягостью; (и вынашивание его и отлучение – тридцать месяцев), а когда он достигнет крепости
(и достигнет сорока лет), он говорит: "Господи, внуши мне благодарить за Твою милость, которую Ты оказал мне и моим родителям; внуши делать добро, угодное Тебе, и устрой для меня благое в моем потомстве! Я обратился к Тебе, я – из числа предавшихся"
(46:15).

Святой Пророк (с.а.в.) увещевал так:

«Лучший из вас тот, кто ведет себя лучше по отношению к членам своей семьи".

"Рай лежит у ног ваших матерей".

"Тот, кто воспитывает должным образом своих дочерей, и не делает различий между ними и его сыновьями, будет рядом со мной в Раю».

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕЖЕНЩИНЫ

Являясь великой религией, Ислам обеспечивает женщин экономической свободой. Выше мы упомянули обязательство мужа сделать подарок жене, соответствующий его средствам на время заключения брака. Этот подарок называется приданым («махр»). Если на момент смерти мужа приданое жены так и не выплачено, оно покрывается за счёт имущества покойного до расчёта за все прочие долги. Кроме того, вдова имеет право на свою долю в наследстве, что определяется действующим законом.

Любое имущество, которое женщина приобретает собственным трудом, наследует или получает в подарок, принадлежит ей лично, независимо от желания мужа. Она может попросить мужа, управлять этим имуществом, но если она хочет управлять или распоряжаться им самостоятельно, он не имеет права вмешиваться в этот процесс.

Замужняя женщина, обладающая собственными средствами, может, и в большинстве случаев хочет, выделить часть средств на содержание семьи, но не несет никаких обязательств в этом отношении. Содержание домохозяйства является обязанностью мужа, даже если жена лучше справляется с этим, чем ее муж.

Священный Коран предписывает следующее:

وَلَا تَتَمَنَّوْا مَا فَضَّلَ اللَّهُ بِهِ بَعْضَكُمْ عَلَىٰ بَعْضٍ ۚ لِلرِّجَالِ نَصِيبٌ مِمَّا اكْتَسَبُوا ۖ وَلِلنِّسَاءِ نَصِيبٌ مِمَّا اكْتَسَبْنَ ۚ وَاسْأَلُوا اللَّهَ مِنْ فَضْلِهِ ۗ إِنَّ اللَّهَ كَانَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمًا

Не желайте того, чем Аллах дал вам одним преимущество перед другими. Мужчинам – доля из того, что они приобрели, а женщинам – доля из того, что они приобрели. Просите от Аллаха Его блага, – поистине, Аллах знает все вещи! (4:32)

وَلِكُلٍّ جَعَلْنَا مَوَالِيَ مِمَّا تَرَكَ الْوَالِدَانِ وَالْأَقْرَبُونَ ۚ وَالَّذِينَ عَقَدَتْ أَيْمَانُكُمْ فَآتُوهُمْ نَصِيبَهُمْ ۚ إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ شَهِيدًا

Каждому Мы сделали наследников в том, что оставили родители и близкие, а те, с которыми ваши клятвы укрепили договор, – давайте им их долю. Поистине, Аллах – всякой вещи свидетель! (4:33)

Исламская система преемственности и наследования характеризуется широким и детальным распределением собственности. Если человек умирает при жизни родителей, жены (или мужа), сыновей и дочерей, то все они получают наследство. Общее правило заключается в том, что доля мужчины вдвое больше, чем женщины, находящейся в той же степени родства. В этом в отношении наследников женского пола нет никакой дискриминации, учитывая, что глава семьи должен обеспечить всю семью, в то время как
у женщин нет такого обязательства. На практике это правило работает благоприятно для женщин-наследниц.

Мусульманин не может распоряжаться более чем одной третью своей собственности, оговаривая распределение в завещании. Наследство, будь то на благотворительность или в пользу чужих людей, не должно превышать одну треть всей собственности, а доля наследника не может быть увеличена или уменьшена по завещанию. В исламской системе не существует возможности для дискриминации в отношении наследников, подобно, например, применению права первородства, или исключению из списка наследников женщин.

 

ХАДИСЫ ОРОЛИ ЖЕНЩИН

Му‘авия ибн Хайда передал следующее: «Я спросил Святого Пророка (с.а.в.): Соблюдение каких прав жены является обязанностью мужа? Он сказал: кормить ее, когда сам ест, покупать ей одежду, когда покупает самому, а также, не бить по лицу, не оскорблять и не сторониться ее, кроме как внутри дома (Абу Дауд).

Абу Хурайра рассказывает, что Святой Пророк (с.а.в.) сказал: «В деле веры самый совершенный из верующих тот, чье поведение лучше, а лучшие из вас те, кто ведут себя лучше по отношению к своим женам» (Тирмизи).

‘Абдулла ибн‘Амр ибн‘Ас рассказывает, что Святой Пророк (с.а.в.) сказал: «Весь мир – это ничто иное, как обеспечение, а лучшее обеспечение в мире – это хорошая женщина» (Муслим).

‘Аиша рассказывает: «Одна женщина пришла ко мне просить милостыню с двумя дочерями; я не могла найти ничего, кроме одного финика, который я дала ей. Она разделила его между дочерями, а сама ничего не съела. Потом она встала и ушла. Когда Святой Пророк (с.а.в.) пришел, я рассказала ему об этом. Он сказал: «Тот, у кого есть дочери, и он относится к ним хорошо, увидит, что они станут его щитом от огня» (Бухари и Муслим).

Абу ШурайхХувайлид ибн ‘Амраль-Хуза‘и рассказывает, что Святой Пророк (с.а.в.) сказал: «О, Аллах, я заявляю, что любой отказ защищать права двух слабых – детей-сирот и женщин – является грехом» (Насаи).

Абу Хурайра рассказывает, что Святой Пророк (с.а.в.) сказал: «Относитесь к женщинам любезно. Женщина была создана из ребра и наиболее кривая его часть – самая верхняя. Если вы попытаетесь выпрямить его, то сломаете, а если вы оставите его в покое – оно останется кривым. Так относитесь же к женщинам любезно» (Бухари и Муслим).

Абу Хурайра рассказывает, что Святой Пророк (с.а.в.) сказал: «Мусуль-манин не должен порождать злобу против мусульманки. Если одно качество в ней он не любит, он найдёт другое, которое ему понравится» (Муслим).

Абу Хурайра рассказывает, что Святой Пророк (с.а.в.) сказал: «Когда муж зовёт жену в постель, а она не приходит, и он проводит ночь один, ангелы проклинают ее всю ночь» (Бухари).

Абу Хурайра рассказывает, что Святой Пророк (с.а.в.) сказал: «Если бы я приказал кому-нибудь падать ниц перед другим, я бы приказал жене пасть ниц перед мужем» (Тирмизи).

УммСалама рассказывает, что Святой Пророк (с.а.в.) сказал: «Если женщина умирает, и ее муж был ею доволен, она войдет в Рай» (Тирмизи).

Усама ибн Зайд рассказывает, что Святой Пророк (с.а.в.) сказал: «Я не оставляю более тяжёлого испытания для мужчин, чем влечение к женщине» (Бухари и Муслим).

Абу Хурайра рассказывает, что Святой Пророк (с.а.в.) сказал: «Из денег, которые вы тратите на пути Аллаха, покупаете и освобождаете раба, отдаёте на благотворительность, бедным и тратите на свою жену и детей, самое большое посмертное вознаграждение вы получите за заботу о жене и детях» (Муслим).

Са‘д ибн АбиВаккас в длинном хадисе передаёт, что Святой Пророк (с.а.в.) сказал: «Все, что вы потратили в поиске довольства Аллаха, всё будет иметь своюнаграду, даже то, что вы кладете в рот своей жены» (Бухари и Муслим).

‘Аиша рассказывает: «Я не завидую ни одной из жен Святого Пророка (с.а.в.) больше, чем Хадидже (первой жене Святого Пророка (с.а.в.)), хотя я никогда не видела ее. Святой Пророк (с.а.в.) говорил о ней часто. Когда резали барана, он отправлял его часть друзьям Хадиджи. Иногда я хотела ему сказать: «Ты говоришь о ней так, как будто ни одна женщина в мире не сравнится с Хадиджей», на что он бы сказал: «Она была такой и такой, и у меня были от нее дети» (Бухари и Муслим).